Много думала о том, как рано во многих детях давят страсть к учению ещё в начальной школе или в саду. В книге "Саммерхилл" Александра Нилла тоже поднимается и разбирается эта проблема.
Если бы у детей не существовало врожденного любопытства и потребности к обучению, человечество вряд ли вышло бы из каменного века (хорошо это или плохо - другой вопрос). Поэтому я не верю в завывания: "Дай им свободу - так они бросят учебу ничего не будут делать". Безделье - пытка для психически здорового человека. Попав в больницу, мучиться начинаешь уже через полдня, пока не привезут лэптоп или книги. Длительное пребывание в сурдокамере без поступления новой информации - испытание, подвластное немногим. Ленивыми не рождаются, рождаются флегматичными. Лень появляется, когда всё, что пожелаешь, приносят на блюдечке и раньше, чем ты вообще успеваешь это пожелать. А ещё она неизбежна при отрицательной мотивации, когда учеба ассоциируется с болью или страхом.
Чаще всего у детей, которые ничего не хотят, любознательность и страсть к обучению выкорчеваны под корень - либо родительским перфекционизмом и непомерно раздутыми амбициями (cделала помарку в упражнении - переписывай, сука, всю страницу! а ради чего? ради того, чтобы мне, сука, было красиво!), либо решением задач и выполнением поделок за ребенка (лучше уж трояк, но заслуженный), либо мультиками и гаджетами с младенческого возраста (это как пичкать дитя конфетами и жаловаться, что оно выплевывает овощи). Всё это ещё печальнее, если вспомнить, что до некоторого возраста для ребёнка что игра, что учёба - всё едино и одинаково интересно. А когда учеба ассоциируется с наказаниями, когда ты вдруг становишься кому-то обязан, кроме себя - то пошло оно на фиг. Но ловушка уже захлопнулась. Скажете, все так живут? Так может, в том числе поэтому мы живем в таком нездоровом агрессивном обществе?
У меня из головы не идет Тэйлор Момсен, бросившая актерскую карьеру, которую навязали ей родители, и в 16 лет собравшая группу The Pretty Reckless. Что сказали бы о ней свидетели "Секты лежальщиков на диване", равняющих детей по себе? Конечно, нельзя отрицать, что семейные связи и деньги, заработанные в кино и рекламе, дали ей огромный старт в карьере. И всё равно, в столь юном возрасте написание и исполнение довольно сложной музыки и работа в группе без долгого времени на раскачку - это не кот чихнул. Это требует пахоты и железной дисциплины. И мне куда больше импонируют истории, когда молодые люди пришли к славе через боль, но сами и по собственной инициативе, чем успех жертв вроде Паганини или Бетховена (кто знает, не была ли его глухота отсроченным результатом отцовских побоев). То, что они стали великими, - это не благодаря, а вопреки, но вот сторонники насилия делают из этой "ошибки выжившего" свои выводы.
В моем универе самыми талантливыми, самыми успешными ребятами были те, кто сами горели учебой. Те, кто не горели, сами стали "отваливаться", но перед этим заняли чьё-то место. Ради чего, спрашивается? Могли ведь реализовываться в том, что им на самом деле интересно.