Мы так долго стояли на краю пропасти, что стали называть этот край родным (с)

Сказать по правде, я не люблю рассказы и фильмы, созданные специально "под Рождество". Да и само современное Рождество и Новый год считаю не более чем одной всемирной рекламной акцией для сбыта дешевого ширпотреба. Вот почему мультфильм "Клаус" приятно меня удивил. Я не ожидала, что посмотреть его предложит мой муж: он тоже не любитель слащавого кино.

И как же я рада, что не стала отказываться! Не буду останавливаться на визуальной ценностью мультфильма: ею сейчас никого не удивишь. Скажу, что мне понравилось в сюжете и атмосфере.


"Клаус" - это альтернативная история всем известного рождественского старика. Довольно неожиданно повествование ведется не от лица заглавного героя и даже не от лица ребенка, что было бы ожидаемо. В центре сюжета - безалаберный выпускник почтовой академии, избалованный сын богатых родителей по имени Джеспер. Отец юноши - начальник почты в неназванной скандинавской стране, запоздало берется за воспитание сына и отправляет его налаживать почтовое сообщение на отдаленный остров, затерянный среди туманов. Здесь нет ни любимого Джеспером дорогого кофе, ни сладких вин, ни шелковых простыней. Зато есть омерзительная погода, смертельная скука и агрессивные жители, чье любимое развлечение - массовые драки стенка на стенку, но никак не гостеприимство.

Только если число отправленных с почтового отделения писем достигнет шести тысяч, Джесперу будет разрешено вернуться в родительский дом и устроиться на менее экстремальную работу. Но как быть начинающему почтальону, если все, что шлют друг другу жители острова, - это проклятия?
Изнывая от скуки, Джеспер идет знакомиться с одиноким лесорубом Клаусом, обитающим на противоположном конце острова. У могучего старика, поначалу пугающего Джеспера своим мрачным видом, обнаруживаются две особенности - огромная коллекция заводных игрушек и любовь к детям. Чтобы выполнить отцовский план по отправленным письмам, парень подговаривает местных ребятишек попросить старика о подарке и обещает доставить их просьбы Клаусу. Но скоро об этом узнают влиятельные люди города, которым активность почтальона не по нраву. И начинаются приключения.

За полтора часа мы увидим, как один добрый поступок дает начало цепи событий, которая полностью преображает мрачный городок и всех его "сумасшедших" жителей, и выглядит это вполне правдоподобно, потому что каждый из нас может вспомнить хотя бы одну-две подобные истории из реальной жизни. Собственно чудес и волшебства в картине вообще очень мало. Если опустить некоторые условности, такие, как аномальная прыгучесть северных оленей и живучесть главного героя, то можно представить, что когда-то в девятнадцатом веке похожая история вполне могла произойти, поэтому верится в неё охотно.

Мультфильм не избегает серьезных тем, таких, как вражда на фоне вековых предрассудков, потеря близких, устаревшие традиции, которые только мешают людям жить, равнодушие родителей к детям и даже бегство талантов из маленьких городов. Юмор местами довольно колкий и граничит с социальной сатирой, что роднит "Клауса" с известными работами Тима Бёртона (похоже, сдержанная цветовая гамма и жутковатый вид взрослых островитян - тоже отсылка к ним).

Если хотите увидеть, как разум и доброта побеждают грубую силу, этот мультфильм для вас. Злость недоброжелателей "обламывается" об изобретательность Джеспера и его нового друга, а смех и детская любознательность торжествуют над глупостью и мракобесием, недаром новая жизнь на острове начинается именно с детей. Даже городская школа возрождается благодаря малышам, опровергая миф о том, что дети никогда не станут учиться по собственной воле.

"Клаус" - это по-настоящему семейный мультфильм, который несет заряд хорошего настроения и взрослым, и детям. Взрослым он напомнит, что некоторые ценности и традиции неплохо время от времени пересматривать и что себя не стоит воспринимать слишком всерьез, детям даст задуматься о выборе жизненного пути, о ценности каждого, даже самого маленького поступка и о том, что "шелковые простыни", это, конечно, красиво и здорово, но вряд ли любовь к ним должна определять нашу судьбу. Важно и то, что эгоистичный Джеспер постигает важность дружбы и сплоченности - проще говоря, взрослеет. И все это показано без какой-либо назидательности.

А ещё те, кто жалуется на отсутствие праздничного настроения, имеют шанс получить его при просмотре, сами того не заметив.



@темы: кино и немцы, радости жизни